Знание и выполнение ПДД - решение половины вопросов безопасности велосипедистов на дороге. Предусмотрительность и осторожность - решение второй половины этих вопросов. В большинстве случаев, за исключением единичных, проблемы возникают при послаблении внимательности и собранности на дороге. Если хотите кататься расслабленно, ни о чем не думая - делать это можно только там, где нет ни машин ни людей.
Рискну заявить, что в большинстве случаев причиной неприятностей велосипедистов на проезжей части является их уверенность, что им кто-то что-то обязан (пропускать, объезжать, не подрезать, не сбивать...). По факту действительно каждый участник дорожного движения обязаны делать все, чтобы обеспечить безопасность на дороге, более того все участники дорожного движения ОБЯЗАНЫ быть взаимно вежливыми, согласно ПДД.Но совершенно неразумно на это рассчитывать.Нужно всегда быть готовым к худшему и ничего на дороге не предпринимать, не убедившись, что это будет безопасно. Так нужно в первую очередь выучить ПДД всем, кто ездить на велосипеде, тем более тем, кто ездит на велосипеде в городе. Во вторую очередь нужно следовать ПДД. Только эти два момента могут оооочень сильно увеличить безопасность любого велосипедиста, любого возраста с любым опытом езды на велосипеде.
Особенно, если не доверятся случаю и ответственности других участников ДД.
Кто-то скажет, что не имея достаточного опыта и навыков сложно еще и учитывать все возможные моменты и варианты развития ситуации на дороге. На деле решение очень простое - нужно снизить скорость своего движения по дороге до такой, что бы хватало времени учитывать и продумывать все эти моменты. Ни один нормальный инструктор в автошколе не даст ученику ездить быстрее 40, а то и 20 км/ч по городу, пока не будет уверен, что ученик достаточно хорошо научился ориентироваться в дорожном движении.
Ну а пока человек учит ПДД, и учится не падать с велосипеда, конечно нельзя заставлять его выезжать на дорогу. Но нужно, чтобы каждый, кто ездит на веле по пешеходной части, по какой бы то ни было причине, отчетливо понимал, что тут главный и всегда прав пешеход, и нельзя рисковать безопасностью других ради собственного комфорта или удовольствия. Так что если едите там где ходят люди - не торопитесь, и будьте не менее внимательны, чем на дороге.
По теме
Есть определенные ситуации при езде на велосипеде по дорогам, которые лучше понять и запомнить раньше, чем они случаться.
Предлагаю создать тему-памятку, в которой каждый сможет делиться опытом того, как безопасно участвовать в дорожном движении на велосипеде, и периодически самые полезные моменты выносить в шапку темы.
Часто лучше оттормозиться перед плохим участком покрытия и проехать по колдобинам, чем без оглядки брать левее от бровки, чтобы объехать. Хорошо всегда поглядывать, какое движения транспорта за спиной, и быть заранее готовым к его приближению, при этом прежде чем оглянуться, убедиться что впереди не предвидятся какие-либо препятствия в виде колдобин или чего бы то ни было...и т.п.
Позже эту информацию можно будет распространять в виде листовок, плакатов и т.п. В распространении этой информации вполне могли бы поучаствовать и власти, хотя бы тем, что бы дали зеленый свет распространению и размещению таких плакатов в разных учреждениях, в т.ч. в учебных.
Так же распространять такие листовки, среди продавцов велосипедов.
Кроме установки знаков о велосипедистах, можно ставить и предупреждения велосипедистам, которые все же едут по проезжей части. То есть не акцентировать внимание на запрете езды по пешеходной части, а обращать внимание на то, что в общем-то не положено, и раз все же едете между людей, будьте осторожны и внимательны. В какой форме это делать - тема отдельного обсуждения.