ВелоЖитомир

форум велосипедистів м.Житомира

  • Аватар користувача
  • Аватар користувача
  • Аватар користувача
  • Аватар користувача
  • Аватар користувача
  • Аватар користувача
  • Аватар користувача
  • Аватар користувача
  • Аватар користувача
#8541

Думаю, для многих не секрет, что для сцепления кассеты звёзд с основанием задней втулки служит так называемая трещётка. В дешевых велосипедах она входит в состав кассеты и при износе меняется вместе со звёздами. В более дорогих моделях используются шлицевые задние втулки (в них кассета не накручивается, а насаживается на шлицы). В таком случае трещётка входит в состав задней втулки (отмечено на рисунке) и отдельно не продаётся, поэтому при её износе необходимо менять всю заднюю втулку в сборе, а это влечёт за собой переспицевание колеса. В итоге ремонт обойдётся как минимум в 200 грн. Но не стоит заранее огорчаться, ибо есть и положительный момент - износостойкость таких втулок достаточна, чтобы не менять её до 20000 км пробега (в зависимости от условий езды).
Но что же делать, если по истечению всего полгода трещётка уже перестаёт правильно функционировать (появляются проскакивания сцепки)? Снова бежать в магазин за новой задней втулкой? Видимо да, ибо производители запчастей отдельно не поставляют трещётки, а только втулки в сборе. А не возникает ли при этом у вас возмущение по поводу скоропостижности износа трещётки? У меня лично возникло, ибо такой случай как раз произошел со втулкой моего Gary Fisher\'а... Ну, не может же она так быстро износится. Что-то тут не так... Вот я и решил докопаться до истины. И вместо того, чтобы потратить нелишних пару сотен гривен на замену втулки, я, закатив рукава, начал разбирать втулку, точнее трещетку... Что из этого вышло - читайте далее в иллюстрированном (а для многих - познавательном) рассказе.

Пролог
Не поленитесь разобраться до конца в причине поломки! Это может сэкономить вам не одну сотню гривен. Не верите, тогда взгляните на рисунки ниже:

На рисунке слева вы видите заднюю втулку стоимостью 180 грн.
На правом рисунке – стопорное кольцо размером с 10-копеечную монету и стоимостью не на много более тех самых 10 копеек.
Вопрос: какая связь между этими рисунками? Ответ вы получите после прочтения этого рассказа.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Итак, начинаю делать то, чего раньше никогда не делал. Обычно это у меня неплохо получается
Сперва снимаю кассету звёзд, применив нехитрое приспособление:

После этого откручиваю (против часовой стрелки) 6-гранным ключом на 10мм шлицевую часть втулки с вмонтированной в неё трещёткой.

Для ключа во втулке имеется специальный паз, который в свою очередь размещен в болте, которым прикручена трещетка к основанию втулки:


Далее приступаю к разборке трещетки.
С одной стороны она имеет зубчатые выступы для жесткой сцепки с основанием втулки, а с другой стороны – отверстие.

Разборку трещетки начинаю с извлечения защитного кольца, которое защищает подшипники от пыли (кстати, подшипники предварительно были извлечены), после чего видим следующее:

В «стакане» для подшипников есть две выемки, в которые я вставил металлическую планку подходящего размера и вывинтил этот стакан. ВАЖНО: левая резьба, вывинчивал по часовой стрелке.
Советую перед тем, как до конца вывинтить стакан и полностью разобрать трещетку, предварительно подложить какую-нибудь посудину, иначе повыскакивают круглые маленькие «букашки» в количестве 50 шт. и разбегутся кто куда (ниже на фото те самые «букашки»):


Итак, получили трещётку в разобранном виде:

После промывки составных частей, я принялся за обмозговывание принципа работы трещетки. В процессе несложного и кратковременного напряга извилин в голове, я пришел к выводу, что принцип сцепления довольно прост:
в сердечнике имеются по бокам 2 полукруглых углубления,

в каждом из которых размещается т.н. зуб

По середине каждого зуба есть прорезь, через которую проходит стопорное кольцо (слышали уже о нём, не так ли?), выполняющее роль пружины, в следствии чего зубья отводятся к зубчатообразным стенкам цилиндра, в который установлена трещётка.

Ну а дальше – всё предельно ясно. Крутим в одну сторону – происходит зацеп «зуб-за-зуб», в обратном направлении – 2 зуба скользят по зубьям цилиндра, создавая характерный звук трещетки. Теперь стало ясно, что прокруты будут возникать тогда, когда пропадает этот зацеп, а это в свою очередь возможно при условии слизанных углов зубьев или выстопов в цилиндре. Но на предыдущих фото видно, что выступы в цилиндре практически не изношены, а два зуба вообще выглядят как новые:


А вы, случайно, ничего странного на предпоследнем рисунке не заметили? Давайте посмотрим еще раз:

Видите, что один зуб отведён, как и должно быть, а второй – спрятался. Вот это я тоже тогда заметил. А причиной этому есть то, что кольцо, выполняющее функцию пружины, по идее должно было быть таким:

а реально стало таким:

Да-да, сломалось какое-то колечко… А менять (как книжка пишет) надо было бы всю заднюю втулку.
Вот и думайте теперь, что для вас выгоднее: разобрать и обнаружить поломку, стоимость устранения которой оценивается в копейки, или же не напрягаясь заплатить каких-то пару сотен грн. и поменять втулку? Лично мне по душе первый вариант, что я и сделал в итоге и теперь оч.доволен

Эпилог

На рисунке слева вы видите заднюю втулку стоимостью 180 грн.
На правом рисунке – стопорное кольцо размером с 10-копеечную монету и стоимостью не на много более тех самых 10 копеек.
Для тех, кто не желает полностью разобраться в причине той или иной поломки, даже лопнувшее кольцо, стоимостью несколько копеек на самом деле может обернуться расходами в пару сотен гривен. Задумайтесь…
+++++++++++++++++++++++++++++
Добавлю немного полезной инфы для тех, кто всё-таки захочет разобрать трещетку (а потом еще и успешно собрать )
Порядок сборки см. на фото:


В процессе сборки следует не забывать о 50-ти шариках подшипников, которые предварительно закрепляем с помощью густой смазки в пазах, как показано на фото:


Полученные "заготовки" вставляем одна в другую и с другой стороны прикручиваем пазом с резьбой (слева на фото):


Далее всё просто и должно быть понятно каждому.
#8552
Да, интересно. Все похоже на туристовское, в котором я ранее ковырялся. Только там на каждую собачку своя пружинка. А почему собачки несиметрично размещены, или показалось?
#8553
ViX, кстати, Ремонт трещётки или как сэкономить пару сотен гривен , а я добавлю---Ремонт трещётки или как сэкономить пару сотен гривен и заработать на этом пару штук.

все просто!

ViX, делай видеозапись ремонта, настройки узлов велика--потом забацаеш видео-обучалку: "Как ремонтировать и настраивать вэлик: видеопособие для суперчайников"

так вот буш продавать свое видеопособие чайникам, да и вообще кому захочешь---станешь багатым, однака или хочешь славы!! тогда закидывай свои видео-инструкции на ютубы, рутубы, чукоткатубы, киргизтубы и тд----СТАНЕШЬ ИЗВЕСНЫМ И ПОПУЛЯРНЫМ ПО ВСЕЙ УКРАИНЕ И НЕ ТОЛЬКО
#8554
Quote (462648)200?\'200px\':\'\'+(this.scrollHeight+5)+\'px\');">так вот буш продавать свое видеопособие чайникам...

На самом деле, ремонт втулки (трещетки) я уже где-то видел... возможно на велопитере. Только без такой детальной фото сессии - это плюс. А продавать диски - неблагодарная затея в отношении затрат/прибыли вот так, с нуля, если серьезно подходить к делу.
#8555
Quote (Mart)200?\'200px\':\'\'+(this.scrollHeight+5)+\'px\');">А продавать диски - неблагодарная затея в отношении затрат/прибыли вот так, с нуля, если серьезно подходить к делу.
значит написать книгу("Кто кого: я или трещетка меня")
#8558
Спасибо за комменты! Надеюсь, мой фотик в скором времени перестанет пахнуть солярой:)
По поводу причины износа пружины - перетерлась в местах соприкосновения с 2-мя зубьями. Это произошло, думаю, еще из-за смазки. Дело в том, что в своё время я промыл керосином кассету, не снимая со втулки. А видимо надо было снять, чтоб смазать всё внутри густой смазкой. Так вот вчера разобрал, а там не смазка - а сплошная черная жижа с запахом керосина и отработки. Думаю, это способствует быстрому перетиранию металла.
Кван, тебе не показалось, действительно расположение несимметричное. Почему?- вопрос к производителю.
#8559
Для того шоб зацеп по корпусу барабана був рівномірний, незалежно від того, з якого боку барабана прикладається зусилля ( тобто з боку маленької, чи великої зірки). В серйозних барабанах ( у мене в ультегра так) оркім того ще по дві пари сухарів на кожному краї, вод
#8567
Вікс...моя тобі непотрібна порада: Не маж шліцевий барабан повністю !!! Там же нічого не треться !!! А від густої змазки - налипатиме та збиратиметься всяке болото. Шо й призведе до... Робимо так: там де сухарі - мастимо літолом тільки ту частину сухарів( зовнішню) яка зщепляє по виїмкам барабана. Всередину ..тобто під сухарь - мастило не допускається - через нього під сухарем накопичується грязь і той клинить...заліпає.Може заклинити і сам барабан -тоді пропаде вільний хід .Змащуємо тільки бігові доріжки підшипників+трохи на самі шарики.Поблизу доріжки (по кругу) тож трохи мажемо, бо з часом літол на доріжках виснажиться...і цей підпливатиме , відповідно...чуть компенсує. Більше ніде !!! Особливо близ краю барабана не можна -мастило затягуватиме всередину брудоту.Вод.
#8912
Quote (ViX)200?\'200px\':\'\'+(this.scrollHeight+5)+\'px\');">Полученные "заготовки" вставляем одна в другую и с другой стороны прикручиваем пазом с резьбой
Зажимаем до упора и все? В туристе еще тонюсенькие шайбы подкладываются, в качестве регулировки люфт/пережато. А тут такая точность с долговечностью или просто все это упростили.
#14747
ViX ,огромное спасибо.Сподвиг меня на подвиг.Спустя не много времени после "велодня" из задней втулки начали слышаться подозрительные громкие щелчки.Долго размышлял над природой таковых.Поняв,что дело в задней втулке.долго не решался залезть в эти потаённые места. Твоя статья сподвигла на подвиг.И вот,сегодня я на ходу.Вел работает как часы.Дело было в задней оси .Ось повело дугой.Теперь всё позади и приобретён бесценный опыт.Ещё раз спасибо!
#14750
Duzer, да не за что! Благодари лучше себя за свои руки и отсутсвие лени! А я ж просто поделился перво-опытом в этом деле. (кстати, на реанимированной трещетке уже более 3000км проехал)
#14756
ViX, а кольцо которое накрылось без проблем нашел? и где нашел?

Добавлено (09 Июн 2010, 10:18)
---------------------------------------------
меня тоже удивило почему не симметрично, странно...
long long title how many chars? lets see 123 ok more? yes 60

We have created lots of YouTube videos just so you can achieve [...]

Another post test yes yes yes or no, maybe ni? :-/

The best flat phpBB theme around. Period. Fine craftmanship and [...]

Do you need a super MOD? Well here it is. chew on this

All you need is right here. Content tag, SEO, listing, Pizza and spaghetti [...]

Lasagna on me this time ok? I got plenty of cash

this should be fantastic. but what about links,images, bbcodes etc etc? [...]

Пропускаєш покатушки та інші велоподії?! - SMS-інформування!